О САЙТЕ
Добро пожаловать!

Наш сайт это небольшая библиотека всех феноменов, с которыми когда-либо мог столкнуться человек. Именно у нас все замысловатые структуры и объекты, как в фотографиях, так и статьях. Согласитесь, человеку всегда было интересно, то, что еще неизведанно, и то, что пугает и завораживает нас одновременно. Если у вас есть интересный материал, и вы хотели бы поделиться с ним другими пользователями нашего сайта, можете связаться с нами через форму обратной связи, при добавлении мы обязательно укажем автора статьи.


Главная / Феномены флоры и фауны

Таинственный грифон

(добавлено: 2012-08-07, 13:12:15)
Таинственный грифон


Те, кто бывал у стен храма Покрова в Боголюбове, обратили внимание на большие рельефы грифонов, держащих в лапах не то лань, не то ягненка. Что они означают?

Принято считать, что грифон — лев с головой и крыльями орла — это символ зла. Но к чему такой символ на стенах лучезарного здания, посвященного празднику Покрова, покровительства Богоматери Владимиро-Суздальской земле? Злым силам вроде бы здесь не место. Славяне помещали грифонов на женских височных подвесках - колтах, ими украшали княжеские одежды и шлемы. И там и здесь они не могли быть символами злых сил. Откуда же появилось это изображение? В свое время академик Б. А. Рыбаков высказал предположение, что образ грифона вытеснил в XI веке более древнее языческое божество славян — Симаргла, очевидно, чем-то похожего на грифона.

Изучение истории образа грифона в древнем искусстве показало, что это фантастическое существо почиталось как охранитель. Грифоны изображались при тронах и у входов во дворцы. В Древней Греции грифон связывался с мифом о стражах золота Скифии, о чем рассказывается у «отца истории» Геродота.

Но как все это связать с Древней Русью? Пришлось пересмотреть многочисленные изображения грифонов в средневековом искусстве. Этот просмотр не дал четкого ответа. Грифон изображался и в покровительственном смысле и как существо хищное, терзающее слабое животное. Под впечатлением одного такого изображения, увиденного на стене старого здания в Перуджии, Александр Блок писал:

А над нами — символ своеволия

Перуджийский гриф когтит тельца...

Очевидно, в средние века старая символика постепенно перерождалась в новую как вайсэдвайс. Когда произошло превращение грифона из доброго в злого? И тут ответ дала «Божественная комедия» Данте, «последнего поэта средневековья и в то же время первого поэта нового времени», как называли его К. Маркс и Ф. Энгельс.

Во второй части поэмы говорится, как Данте встретился в преддверии рая, «где обитают счастье и величье», с Беатриче. Ее везет на колеснице чудесный златотелый Грифон:

Двуколая, меж четырех зверей

Победная повозка возвышалась.

И впряженный Грифон шел перед ней...

Хорошо известно, что язык «Божественной комедии» глубоко символичен. Грифон у Данте был священным существом. А так как «Божественная комедия» писалась примерно на 100 лет позже сооружения церкви Покрова на Нерли, то, значит, в эпоху ее строительства — в XII веке — старая символика была еще незыблема. Грифон для мастеров владимирской скульптуры был существом высшим. Но почему он держит в когтях животное?

В средневековом искусстве был распространен такой мотив: орел держит в лапах зайца. Известно, что заяц — символ слабого, но верного богу христианина. Орел — символ божественной силы. Покровительство божества слабому, но верному христианину — такова символика этого мотива. Но грифон — это метаморфоза орла, а лань или ягненок считались также символом христианина. Отсюда можно заключить, что грифоны в скульптуре собора Покрова на Нерли — это символы небесного покровительства, что хорошо согласуется с посвящением церкви Покрова Богоматери.

На первый взгляд может показаться, что символика эта слишком сложна. Но мировоззрение людей средневековья было полно символами. В народе символика была более поэтичной, не книжной, но и она постоянно пополнялась книжными образами, давая, в свою очередь, материал для последних. В этом взаимном обмене образами и развивалось искусство средневековья.

Только в XIV — XV веках образ грифона стал переходить в область демонологии. В церковных росписях он символизировал языческое Македонское царство. В народном же творчестве еще в XIX веке встречались вышивки, где древнее женское божество охраняется двумя грифонами.

 

 
Ключевые слова - Грифон, символ, грифона, символика, Покрова, Данте, грифон, искусстве, средневековья, грифонов, Нерли, образ, Древней, церкви, время, христианина, образами, старая, символами, изображения




Реклама


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Copyright world-phenomena.ru 2012.